Федеральная контрактная система (ФКС) в сфере госзакупок
Сфера государственных и муниципальных закупок постоянно претерпевает изменения. Они продиктованы переменами в российском законодательстве, экономической конъюнктуре и возросшими требованиями со стороны заказчиков.
Федеральный закон 94-ФЗ, принятый в июле 2005 года, за время своего существования переписывался более тридцати раз. Самые же серьезные изменения происходят в настоящий момент: статус нового закона получит Федеральная контрактная система (ФКС), а сам 94-ФЗ впоследствии решено отменить.
Безусловно, очень многие нормы прежнего закона, которые разрабатывались в течение шести лет, найдут применение и в новом законе. Обязательно будет использован обширный опыт поставщиков, контролирующих организаций, судов и заказчиков.
Система госзакупок в нашей стране прошла через множество изменений. Многие эксперты считают, что решение о принятии закона о Федеральной контрактной системе стало наиболее значимым событием 2012 года в законодательной сфере. Предполагается, что новый закон начнет действовать в 2014 году.
Еще на стадии разработки Федеральная контрактная система вызвала множество споров. Первоначальный проект закона был предложен Минэкономразвития, и вызвал серьезную критику со стороны ФАС (Федеральной Антимонопольной службы), Минфина и Генпрокуратуры.
Те, кто поддержал идею федеральной контрактной системы, справедливо критиковали недостатки, присущие действующей системе размещения заказа:
- недостаточное количество способов закупки и их неуниверсальность;
- несовершенный механизм регулирования работы заказчиков на этапе планирования, составления технического задания, расчета эффективности закупок и учета закупленной продукции;
- невозможность выдвигать определенные требования к поставщикам со стороны заказчика и некорректный отбор поставщиков;
- сложную систему расторжения контрактов.
В свою очередь, противники ФКС также выдвигали вполне обоснованные претензии:
- отмена 94-ФЗ сделает бесполезной многолетнюю работу многих людей;
- ФКС даст простор для применения различных коррупционных схем;
- нынешний уровень конкурентности и открытости при размещении госзаказа станет невозможным с ФКС.
Тем не менее, Минэкономразвития подготовило концепцию ФКС, в которой предложило свои пути реформирования системы госзаказа. Свой вариант предложила и ФАС: он связан с развитием уже существующего закона.